Защита дипломной
работы
По теме
Испанское ренасимьенто
Моя
тема связана с изучением такого необычного явления в культуре Испании
как возрождение, получившие название – «Ренасимьенто». В 1870-х годах в Испании начался подъем в
борьбе за возрождение национального искусства. (Renacimiento), и его расцвет
произошёл на рубеже XIX
- XX
века.
Целью
аттестационной работы является рассмотреть
развитие и становление испанского возрождения в конце XIX начала XXвека, и показать, что это период в
искусстве Испании является важным и значительным для культуры этой страны и для мирового искусства в целом. Целевая установка обусловила ряд
задач, поставленных в процессе написания работы:
1)Изучить самых ярких представителей испанского
Возрождения в музыке
2)Рассмотреть проявление испанского
возрождения в разных сферах искусства
3)Определить роль Ренасимьенто в мировом
контексте
Идейным вдохновителем Ренасимьенто стал
композитор, музыковед и фольклорист Фелиппе Педрель (1841-1922). Он обратился к
глубокому изучению народной и профессиональной музыки Испании.
В литературном манифесте "За нашу музыку" и Педрель призвал
современных композиторов к всестороннему познанию национальной музыки и к
созданию прежде всего— оперной, затем
симфонической и камерной музыки. Современники Педреля восприняли его как
«горячий и светлый призыв, предназначенный вызвать национальное Возрождение
испанской музыки». В те же годы появились и крупнейшие музыковедческие труды
Педреля — восьмитомное собрание испанская школа духовной музыки» , «Испанский
лирический театр до начала XIX столетия»,«Кастильский музыкальный фольклор XVI
века».
Принципы Педреля реализовал в своём
творчестве И. Альбенис. Гранадос. Фалья
Альбенис
был именно тем композитором, который умел «говорить по-испански с универсальным
акцентом» и привлечь внимание всего мира к музыке своей родины. «Испанская
сюита» В наследии Альбениса заслуживает внимания еще одна фортепианная сюита
«Испания»,
«Иберия»
стала не только вершинным достижением Альбениса, но и одним из лучших созданий
испанской школы. Музыкальная атмосфера Андалусии окутывает и чарует в пьесах
«Ронденья», «Альмерия», «Триана» — шедевр пианистического мастерства Альбениса,
все пьесы на редкость увлекательно и разнообразно воссоздают характер народной
музыки, основанных на разработке мелодий и ритмов народных танцев, причем, как
уже говорилось, без прямого цитирования.
В 23 года Энрике Гранадос завоевал признание не только как пианист, но
и как композитор благодаря «Испанским танцам», В этом произведении
Гранадос создал небольшую антологию испанского фольклора, в которой его
особенности раскрываются тонко, без вычурности, без тени эстрадной эффектности,
с большим вкусом и верностью стиля, глубоким проникновением в дух народного
творчества и самостоятельностью композиторского отношения к нему.. Первый танец
вызывает в воображении образ болеро, второй — «Ориенталь»— малагенью. Пятый —
едва ли не самый популярный из всех — андалусский.
«Гойески»
— это две фортепианные сюиты. Стремясь создать обобщенный музыкальный образ
Испании, композитор не случайно обратился к персонажам картин Гойи, ведь
художник с такой любовью рисовал сцены и типы народной жизни.
«Тонадильи» (испан. tonadilla, букв. -
песенка, уменьшит. от tonada - песня) Гранадоса — это цикл песен для
голоса с фортепиано, где передаётся уличная атмосфера, насыщенная музыкой
народных праздников, плясок и ночных серенад, не говоря уже о гитаре, этом
неразлучном и верном спутнике молодости испанцев.
Важным событием
в жизни Мануэля де Фалья было знакомство с Педрелем. И в большей
степени, чем другие, достиг успеха за рубежом с произведениями крупных форм,
таких как опера «Короткая жизнь», балет «Любовь-волшебница», «Треуголка» и
музыка к спектаклю «Балаганчик». Премьера
оперы «Короткая жизнь»,прошла несколько раз с возрастающим
успехом. Музыка оперы имеет ясную локальную окраску: в ней разработаны элементы
андалусского фольклора — танцевальные
ритмы и характерные интонации канте хондо. воплощения народного мелоса. «Четыре испанские пьесы» для
фортепиано, «Семь испанских песен», «Концерт для клавесина»
Первые десятилетия XX века были
ознаменованы в испанской музыке выдвижением ряда новых композиторских имен. Это
относится в первую очередь к Хоакину Турине. Турина был истинным поэтом
Андалусии, более того— Севильи. Одним из первых, получивших известность,
фортепианных произведений Турины явилась сюита «Севилья» (1909). Вместе
с написанной тремя годами позднее сюитой «Уголки Севильи», «Севильская
симфония»,
Сюита «Испанкие женщины» - в трех частях сюиты
запечатлены поэтичные образы жительниц Мадрида, сентиментальной андалуски и
смуглой кокетки. Все эти произведения
пользовались известностью, но их затмил успех гитарные пьесы «Памяти Тарреги»
«Фандангильо», в которой не только прекрасно использованы инструментальные
ресурсы, но и верно передан характер родной композитору андалусской музыки.
Блестяще завершив Мадридскую консерваторию по классу композиции, Федерико Морено-Торроба создаёт ряд
симфонических сочинений, принёсших ему известность "Замки Испании",
"Ворота Мадрида", "Ламанчские напевы" - в этих сочинениях
живет бессмертный дух романтической Испани Федерико Морено Торроба первым
откликнулся на призыв Андреса Сеговии к композиторам оказать помощь в создании
оригинального профессионального гитарного репертуара. Им написаны для гитары
танцы, ноктюрны, прелюды, Кастильская сюита, Кастильский концерт и
разнообразные характеристические пьесы.
Двадцатый век стал новым «золотым веком»
испанской литературы. После долгого столетнего застоя заново рождалась поэзия: Висенте Алейксандре, Хорхе Гильен,
Федерико Гарсиа Лорке. Поэт близко принимал к
сердцу судьбы новой испанской музыки. отлично знал и любил народную песню, особенно
родную — андалусскую, посвятил музыке ряд
статей и стихотворений (цикл «Канте хондо», «Эпитафия Исааку Альбенису»,
«Дебюсси» и др.) В сборниках «Первые песни» (1922) и «Песни»
(1921–1924) он находит свой стиль, основанный на сочетании принципов
модернистской поэзии с народным творчеством. Его самый знаменитый сборник – Цыганский
романсеро (1928). Гитара вдохновила Лорку на создание ряда стихотворений, её образ
присутствует во многих его сочинениях. Чувства к "королеве"
инструментов, как испанцы называют гитару, Лорка выразил следующими словами: ГИТАРА
Начинается плач гитары,
Разбивается чаша утра.
Начинается плач гитары.
О, не жди от нее молчанья!
не проси у нее молчанья!
Неустанно
гитара плачет,
как вода по каналам -
плачет,
как ветра над снегами -
плачет,
не моли ее о молчанье!. В 1922 году в
Гранаде состоялся фестиваль песен "канте хондо". Цель фестиваля - по замыслу его организаторов - Мануэля де Фальи и
Федерико Гарсиа Лорки - состояла в собирании подлинных напевов канте хондо, в
выявлении талантливых исполнителей, в возрождении интереса к этому древнему искусству. Победителем стала очень пожилая женщина, носительница традиций глубинного пения.
Подводя итог этому удивительному явлению в культуре Испании.
Зерна, брошенные Педрелем, взошли уже в первое десятилетие нашего века, когда знаменитая «Тройка» не
только раскрыла новые горизонты испанской музыки, но и вывела ее на
международные просторы.
Самое главное — культура Испании вновь зазвучала во всем мире и
привлекла к себе общее внимание яркостью воплощения национальных традиций. Испанские
мастера раскрыли в своих произведениях огромное богатство музыкальных и поэтических идей, во многом необычных и
новых
|