Засорина О.В., педагог
дополнительного образования
Дома детского творчества
«Левобережный» Невского района
Санкт-Петербурга
Развитие музыкальности средствами поэзии
Показателями
развитости музыкального мышления являются не только объем музыкально-интонационного
словаря, владение нормами музыкального языка, системой интонационных
взаимосвязей и отношений, но и овладение
музыкально-художественными эмоциями, развитость воображения и ассоциативной
сферы, эмпатичность. Важным для развития ребёнка как исполнителя музыки
является глубокое отношение к жизни, владение языком образов как языком
искусства. Мои идеи вести диалог о музыке с привлечением поэзии в целях
развития названных выше качеств натолкнулось на барьер непонимания, равнодушия
к поэзии. Беседы с учащимися о том, какую музыку мы играем на фортепьяно, о чём исполняемая нами музыка зачастую
побуждает нас обратиться к поэзии, так она даёт наиболее адекватный перевод на
вербальный язык. Но оказалось, что школьникам поэзия кажется скучной,
непонятной, ненужной. Таким образом, я столкнулась с проблемой: ученики, занимающиеся музыкой, не осознают
необходимости любить поэзию, читать стихи. Дети сегодня мало читают, и совсем
мало читают поэзию, только то, что надо изучать по программе. Для решения этой
проблемы группа педагогов музыкального отдела решила разработать и реализовать
проект, причём сделать это вместе с нашими учениками. Наш проект мы назвали «Музыка
в поэзии, поэзия в музыке».
Цель проекта: рассмотреть единство, тяготение друг к другу и способность к
взаимообогащению музыки и поэзии
Задачи проекта: исследовать особенности отношения современных школьников к музыке, поэзии
и их интеграции; показать, что музыка позволяет по-новому открыть известное
поэтическое произведение; побудить сочинять стихи, слушая музыку; рассмотреть
взаимоотношения музыки и поэзии в истории искусства; познакомить с шедеврами
искусства, интегрирующими поэзию и музыку. Основной замысел проекта состоял в
организации знакомства учащихся музыкального отдела с произведениями классической
музыки, которые своим рождением обязаны прозе или поэзии, и с поэтическими
произведениями, которые рождались под влиянием музыки.
На первом
этапе реализации проекта мы разработали и провели анонимную анкету «Поэзия и
музыка». В анкетировании приняло участие 107 школьников 6-9 классов, значительную
часть опрошенных (около 30%) составляли ученики музыкального отела Дома
Творчества. Вопросы анкеты раскрывали несколько тем. В первую очередь, нас
интересовало место музыки и поэзии в иерархии значимых видов искусства. Усреднив
показатели, мы установили, что музыка и по значимости, и по привлекательности
занимает первое место среди видов искусства, близкую позицию занимает танец.
Интересно, что по привлекательности танец занимает один ранг с музыкой, а по
значимости заметно уступает, занимая второе место в иерархии. Третью позицию в
иерархии занимает живопись. Аутсайдерами в этом списке оказались проза и
поэзия, хотя в перечне значимости поэзии удалось обойти театр и архитектуру, на
нижней позиции там по-прежнему проза. Таким образом, мы увидели, что
современным школьникам поэзия и проза не интересны, хотя многие понимают пользу
этих видов искусства, особенно поэзии.
Следующие
вопросы анкеты были направлены на выявление музыкальных предпочтений
школьников. Анкеты показали, что все учащиеся любят музыку, но каждый имеет
свои музыкальные предпочтения. Большинство учащихся любят современную музыку.
Интересно, что классическую музыку любят 27% опрошенных, (с грустью вспоминаем,
что 30% реципиентов занимаются в нашем музыкальном отделе) в том числе, 6%
любят оперу, но слушают классическую музыку только 9%. Предпочтения подростков
в современной музыке, с учётом того, что некоторые выбирали две позиции, распределились следующим образом: современные
песни в стиле диско - 45%, современный рок - 36%, песни 80-х - 27%, романсы – 21%, бардовские песни – 3%.
Анкетирование
показало, что все школьники имеют представление о музыкальных формах, которые
создаются на поэтические строки (оперы по сказкам Пушкина, романсы на стихи Лермонтова
и пр.) Выявление доминанты в процессе слушания песни как формы интеграции
поэзии и музыки показало, что хотя 78% опрошенных обращают внимание на текст
песни, но наиболее значимым компонентом песни является музыка – так считает
70%, и только 30% считает более значимым текст.
Анкетируемым
был предложен для размышления сюжет оперы Рихарда Штрауса «Каприччио», в
котором разворачивается борьба за руку и сердце графини Маделайн между поэтом и
музыкантом, и основанием для выбора графиня делает созданную претендентами
оперу - если ей больше понравиться поэтическое либретто, то выйдет замуж за
поэта, если же она выше оценит музыку – за композитора. В анкете учащимся
предлагалось спрогнозировать выбор графини. Большинство высказало предположение,
что она выберет музыканта - 48% (поэта
30%, не знаю 21%). Возможно, выбор учащихся связан с
пониманием, что музыку создавать гораздо сложнее, чем сочинять стихотворения.
Так считает 84% опрошенных.
На
вопрос, должен ли музыкант быть поэтической натурой мы получили 60%
отрицательных ответов! Среди них 12% полагают, что он не должен быть ориентирован
на поэзию, 48% - что это неважно. Эта позиция раскрывалась через ряд
утверждений, с которыми школьники могли или согласиться, или не согласиться. С
утверждением «Музыкант лишь тот, кто слово слышит, поэт лишь тот, кто с музыкой
в ладу» не согласилось 72%. Согласны,
что «Поэзия не нужна современным людям – она размягчает сердца» 30% опрошенных.
Таким
образом, результаты анкетирования показывают, что современным школьникам не
ясна поэзия, они не ощущают её как сердцевину, душу искусства, в том числе,
музыки. Всё это делает особенно
актуальным наш проект и задуманный как результат проекта вечер «Образы Лирики». Вторым
этапом нашей работы над проектом стал подготовительный, на котором происходил
сбор материала по проблеме взаимодействия литературы и музыки, написание
сценария вечера «Образы лирики» с музыкально-исполнительской деятельностью,
подготовка этого вечера. На ранних этапах истории человечества лирические произведения
пелись, словесный текст сопровождался мелодией, ею обогащался и с нею
взаимодействовал. Именно поэтому термин «лирика», под которым сегодня
понимается род художественной литературы, произошёл от названия музыкального
инструмента «лира». Итак, лирика – это род поэзии и прозы, отражающий
действительность путём передачи чувств и переживаний автора. Лирике дают и
такие определения:
Опера
Рихарда Штраусса "Каприччио”, о которой шла речь в анкете, и в которой, по
сути, решается вопрос: что важнее, поэзия или музыка? – заканчивается таким
образом. Когда поэт и композитор выполнили своё задание, и графиня прослушала
результат, она понимает, что поэзия и музыка неразрывны и их нельзя
сопоставлять, они представляют единое целое, сплав поэзии и музыки создаёт
новое качество и не является простой суммой обоих составляющих. В результате
графиня советуется со своим отражением в зеркале и решает, что она не может
отдать предпочтение ни поэту, ни композитору. В симбиозе литературы и музыки, проза
или поэзия приобретают одежду, оттеняющую её красоту, а музыка наполняется
содержанием. Сочетание слова и музыки позволяет по-настоящему глубоко
погрузиться в тему, раскрыть мир чувств героев.
Итоговым
этапом нашей работы над проектом стало проведение музыкально-поэтического вечера
«Образы лирики». Героиней вечера стала Лирика, которая в древние времена ходила
по селениям, исполняла на лире песни и мешала злой колдунье сеять семена вражды
и ненависти. Злая колдунья решила уничтожить Лирику, наколдовав страшную
бурю. Но Лирика не погибла: после удара
молнии с земли поднялись два новых героя – Поэзия и Музыка. Оба этих героя были
прекрасны, и каждый сохранил в душе частицу второй половинки. Поэзия стала душой музыки, а музыка – душой
поэзии. И стало их двое, и стали люди вдвое богаче. На этом вечере прозвучали
стихи, созданные нашими учениками под влиянием музыки, были исполнены фрагменты
опер, романсы, песни.
Мы
считаем особенно важным то, что авторами проекта являлась группа детей и
педагогов – мы работали над проектом вместе с детьми как единомышленники,
сотрудники, стремящиеся к общей цели. Мы вместе разрабатывали анкету,
анализировали результаты, придумывали формы донесения до ребят единства поэзии
и музыки. На вечер ребята приглашали своих одноклассников, программа вечера
была продублирована для детей школы №328, на базе которой проводилось
анкетирование. В конце вечера участники сочиняли синквейны по теме Лирика,
которые показали глубокое проникновение ими в проблематику вечера.
Данный групповой проект был
не первым в нашем опыте работы. Учащиеся
неоднократно создавали индивидуальные и групповые проекты. В предыдущем году мы работали над коллективным
творческим проектом «Площадь искусств», продуктом которого являлась театральная
постановка, рассказывающая о замысле и создании этой площади. Сюжетным ходом,
который объединял эпизоды, был спор муз о том, кому из них должен посвятить
площадь Карл Иванович Росси. В ходе развития сюжета мы слушали музыкальные
произведения, которые звучали в Михайловском театре, Михайловском дворце, Музыкальном салоне Виельгорских, Артистическом
кабаре «Бродячая собака», Театре
Музыкальной комедии, Большом зале филармонии им. Д.Д. Шостаковича и т.д.
На собственном опыте мы убедились в
том, что проектная деятельность является
высокоэффективным средством обучения, воспитания и развития учащихся. Участие в
проекте позволяет школьникам накопить опыт решения проблемы, опыт
взаимодействия и сотрудничества, опыт планирования, организации и анализа, опыт
продуктивной деятельности. Метод проектов соответствует требованиям личностно-ориентированного
обучения, компетентностного подхода, что делает его особенно актуальным. В работе по методу проектов мы опираемся на идеи,
выдвинутые основоположниками метода проектов Дьюи, Килпатриком в начале 20
века: ребенку может принести пользу
только такая деятельность, которая выполняется им с большим увлечением, которая
им выбрана свободно и потому выполняется охотно, "от всего сердца". Основным
лозунгом проектной деятельности можно считать слова: "Все из жизни, все для
жизни". Коллективные
проекты, в которых педагог выполняет роль не руководителя и наставника, а
одного из участников групповой работы, являются особенно значимой формой
передачи детям ценностного отношения к значимым явлениям бытия ненавязчиво, в
процессе коллективных размышлений и сотворчества.
|