Урок №17 реформы Петра I
- Основные понятия:
- Выдающиеся личности:
Основные вехи:
- Указ об образовании 1706 года: боярские дети в обязательном порядке должны получить либо начальное школьное, либо домашнее образование.
- Указ о вотчинах 1704 года: дворянская и боярская вотчины не делятся и приравниваются друг к другу.
- Указ о единонаследии 1714 года: землевладелец, имеющий сыновей, мог завещать всё своё недвижимое имущество только одному из них по своему выбору. Остальные были обязаны нести службу. Указ знаменовал окончательное слияние дворянского поместья и боярской вотчины, тем самым, окончательно стерев разницу между двумя сословиями феодалов.
- «Табель о рангах» 1721(1722) года: разделение военной, гражданской и придворной службы на 14 рангов. При достижении восьмого класса любой чиновник или военный мог получить статус потомственного дворянства. Тем самым карьера человека зависела прежде всего не от его происхождения, но от достижений на государственной службе.
- Указ о престолонаследии 5 февраля 1722 года: в связи с отсутствием наследника Петр I решает издать приказ о престолонаследии, в котором оставляет за собой право назначать себе наследника (1724 год — церемония коронации супруги Петра Екатерины Алексеевны).
- I. Актуализация пройденного материала.
Итоги северной войны(Ништадский мир)
Кластер
II. Переход в изучение новой темы.
Сегодня мы продолжим изучать эпоху Петра I.
Запишите тему нашего урока: Реформы Петра Великого.
- Скажите, каким словом можно заменить слово «реформы».
Правильно, «преобразования». И цель нашего урока познакомиться с основными преобразованиями, которые проводил Петр I во время своего правления.
III. Новая тема урока Реформы Петра I
план
1. Реформа центрального управления.
2. Указ о единонаследии. Табель о рангах.
3. Областная реформа.
4. Реформа городского управления.
5. Церковная реформа.
6. Военная реформа.
1. Реформа государственного управления
Учащимся предлагается вспомнить систему государственного управления в Российском государстве, сложившуюся при Алексее Михайловиче и существовавшую в первые годы правления Петра I. Вопрос*: Как вы думаете, могли бы сотни приказов, между которыми не было четкого разграничения полномочий, стать существенным подспорьем Петру в его преобразованиях?
Далее учитель объясняет, что Петру I нужен был такой аппарат управления, который быстро и качественно мог исполнять его волю. Огромное государство требовало усовершенствования систем управления.
Учитель: В первое десятилетие самостоятельного правления Петра роль приказов и Боярской думы постепенно уменьшается. Земские соборы с1653г. не созывались.- Что рассматривалось на Земском соборе 1653г.? (присоединение украины)
Ребята работают со схемой «Государственный аппарат России при Петре Первом» Р,Т
Учащиеся отвечают на вопросы:
Какой орган власти заменил Боярскую думу?
- Кто входил в Боярскую думу?
- Почему Пётр 1 создал Сенат?
- Кто стоял во главе Сената?
Вывод делают ученики: Сенат создан в 1711г. Отличался от Боярской думы тем, что его члены назначались царём. Указы Сената имели силу закона. Должность генерал – прокурора была учреждена в 1722г. Пётр 1 называл этого чиновника «оком государево». Он наблюдал за деятельность всех государственных учреждений. Ему в этом помогали прокуроры и фискалы, агенты, доносившие обо всех злоупотреблениях чиновников.
2.1714 г Указ о единонаследии. 5:33-6:45 интернет-урок
Вотчина и поместье в России после 1714 года.
До указа
|
Указ Петра I от 1714 г.
|
После указа
|
Вотчина – наследственная собственность.
Поместье – пользование землёй при условии несения военной службы.
|
Поместья дворян оказались приравнены к боярским вотчинам.
|
Поместье передаётся по наследству.
Обязательность службы для дворян сохранялась.
|
Табель о рангах
После длительной подготовки в 1722г. был опубликован «Табель о рангах» один из величайших документов петровской эпохи. «Табель…» определял порядок движения, продвижения на государственной службе – военной и гражданской.
Учащиеся отвечают на вопросы:
- На сколько классов делились военные и гражданские чины?
- Какой был самый высокий класс?
- Для чего было необходимо соответствие военных и гражданских чинов?
Учитель: Присвоение очередного чина производилось за служебные заслуги, а не благодаря знатному происхождению. Без прохождения службы даже дети аристократов не могли получать чины. Доступ к высоким чинам был открыт для недворянских слоев населения. Дворянские же дети должны были начинать службу в армии с солдатских чинов.
3. Областная реформа 4:05
В 1708г. состоялся указ, согласно которому вводилось губернское деление государства. Было учреждено 8 губерний.
- Московская,
- Ингерманская.
- Киевская,
- Смоленская,
- Казанская,
- Архангельская,
- Азовская,
- Сибирская.
Во главе губернии стоял губернатор, обладавший большой властью. Каждая губерния делилась на провинции, их насчитывалось 50. Провинции делились на уезды.
- Городская реформа. (1720 год.)
В городах стали выбирать выборные органы - магистраты, во главе которых стояли бурмистры. (Добавить в коллегии по Главному магистрату!).Способствовала экономическому подъёму городов.
5. Церковная реформа 3:28
В 1700 году ликвидировано патриаршество. Местоблюстителем патриаршего престола некоторое время будет Стефан Яворский, назначенный царём.
Установлена Духовная коллегия – Святейший правительствующий Синод – управлял делами церкви.
В 1722 году за его надзором введена светская должность обер-прокурора. Вывод: император фактический глава православной церкви
6. Выступление против реформ: царевич Алексей: 6:45 СМОТРИМ интернет-урок
Оппозиция стала группироваться вокруг сына царя Алексея Петровича. Он не хотел участвовать в реформах, он был воспитан на старинных традициях московского двора.
В 1716 г. Алексей бежал в Австрию. П.Толстой смог возвратить его в Россию. В 1718 г. после пыток, Алексей был убит.По указу 1722 г. император получил право назначать наследника. Однако сделать этого Пётр не успел, в январе 1725г. он скончался.
IV. Закрепление
Учащиеся отвечают на вопросы:
- Какое значение имело принятие «Табель о рангах»?
- В чьих интересах проводил Пётр политико-административные реформы?
- Как вы думаете, повлияли ли проведённые реформы на характер царской власти?
Слова Петра1 (Воинский устав) : «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете в своих делах ответу дать не должен».
Вывод: в РЕЗУЛЬТАТЕ РЕФОРМ В РОССИИ ОФОРМИЛСЯ АБСОЛЮТИЗМ.
V. Домашнее задание
- Д/З: § 15, р/т.2,3,4 пересказ одной из реформ
|